Несколько женщин (Certain Women) режиссер Келли Райхардт

Несколько женщин, Certain Women, 2016, Келли Райхардт, Kelly Reichardt, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Несколько женщин, Certain Women, 2016, Келли Райхардт, Kelly Reichardt, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, KM, КМ

"Несколько женщин" (Certain Women) режиссер Келли Райхардт

 

Алексей: Фильм одного из наших любимых режиссеров Келли Рейнхард "Несколько женщин". Не знаю можно ли сказать, что это твоя любимая режиссер?

Людмила: Нет. Но мне понравился фильм "Ночные движения" за авторский подход.

Алексей: "Обход Мика" ты не смотрела?

Людмила: Это вы с Антоном смотрели.

Алексей: По сравнению с "Обходом Мика" это прямо экшен.

Людмила: Когда я неоднократно посещала разные писательские семинары и курсы, нам говорили, что рассказ один из самых сложных жанров в литературе. Даже большой роман или многотомный роман-фэнтези как "Игра престолов", вернее "Песнь льда и пламени" написать проще, чем миниатюру.

Алексей: Потому что приходится многое отсекать и что-то самое важное оставить?!

Людмила: Да. Сжимать, и при этом, чтобы это смотрелось цельно. Поэтому все писатели начинают с рассказов. В Америке в таких журналах как "Нью-Йоркер" и "Эсквайр" есть целый раздел под рассказы. И этих рассказов ждут. К примеру, Рэй Брэдбери известен своими рассказами. Рассказы требуют гораздо большего мастерства, чем большая проза. По крайней мере, это первая ступень писательского мастерства; если у вас получился рассказ, то из вас может вырасти хороший писатель.

Алексей: У тебя есть какие-нибудь рассказы?

Людмила: Есть. Я же училась на курсах, мы писали рассказы. Нельзя сказать, что он удачный, но законченный. Есть структура.

Алексей: Ты представляла на суд человечеству?

Людмила: Нет. Хватило и преподавателей, которые тоже люди.

Алексей: Предвзято!

Людмила: Итак. Этот фильм, можно сказать три рассказа. Драматургическая основа - это сборник рассказов писательницы Мэйл Мелой, она как раз печатается в "Нью-Йоркере" и других больших журналах, где любят этот жанр.

Алексей: Причем у Мелой эти три рассказа никак не связаны, действия происходит в разных местах. Келли Рейхардт связалась с ней и они вместе работали над сценарием. Кстати Келли Рейхардт очень часто позиционируют прежде всего как сценариста, оказывается. А я ее знаю большей частью как режиссера. У нее своеобразный, специфический почерк.

Людмила: Почему она прежде всего сценарист? Как раз в интервью, посвященному этому фильму, она говорила о том, что женщине-режиссеру именно авторского кино очень сложно в этом бизнесе, где управляют мужчины.

Алексей: Ох, опять! Мужики во всем виноваты.

Людмила: Поэтому между ее дебютным фильмом и вторым фильмом прошло больше десяти лет. Она говорит, что это вовсе не потому, что мужчины не пускают женщин в кинобизнес. А дело в том, что, когда на тебя работают мужчины: монтажеры, актеры и операторы, тебе чтобы авторское свое видение просто объяснить, приходится буквально читать лекцию - почему я хочу, чтобы вы снимали именно так. Приходится спорить с тем же самым оператором - почему я хочу, чтобы камера работала именно так. Если бы режиссером был мужчина - ему бы простили авторское видение, почему, к примеру, во время диалога оператор снимает поле, а не говорящих героев. А женщине, как утверждает Келли Рейнхардт, приходится каждый свой шаг аргументировать, навязывать и объяснять, что именно ей не нравится.

Алексей: Ее фильмы нельзя назвать массовыми. Они очень неторопливы. Пожалуй, главная их особенность - неторопливость и созерцательность.

Людмила: Не то чтобы бессюжетные...

Алексей: Они не построены по расхожим штампам.

Людмила: Нет завязки, развязки, кульминации.

Алексей: Есть, но они смазаны, стерты. Как есть литература потока, так ее фильмы, можно сказать, фильмы потока. Словно кусочки из жизни вырезанные. Хотя ее предыдущий фильм - "Ночные движения" был классическим по структуре. Здесь объединены истории трех женщин - просто наблюдаем женщин, живущих в штате Монтана, в небольшом, чтобы не обидеть, в захолустном городке. У каждой свои сложности: адвокат Лора занимается провальным делом, у которого нет никаких шансов. Ее клиент мужчина, обиженный на весь мир. Джина занимается строительством своего загородного дома, мы видим, что с семьей у нее не очень. А Лора тоже одинока; в начале мы ее обнаруживаем с неким любовником, затем оказывается, что это муж той самой Джины. Небольшой городок и все соединяется. Следующая героиня - Джейни, работающая на ранчо, девушка-ковбой, ухаживает за лошадьми. Она пытается познакомиться с другой девушкой-юристом, которая случайно оказалась в их городке. Но у нее не очень получается. Сами по себе, эти ситуации из жизни трех женщин ничем не примечательны; в них нет ничего, что можно было бы назвать особенным.

Людмила: Поэтому мне больше нравится другой перевод названия "Некоторые женщины". Это очень классно звучит по-русски. Мы говорим "некоторые женщины", а кто это? Несколько, понятно - их какое-то количество, а некоторые - это непонятно. Не конкретные женщины, не большинство, они с боку статистики; это и не статистическое большинство и не индивидуальные личности с именами. Это некоторые женщины.

Алексей: В фильме есть свое скрытое очарование; опять же он требует усидчивости. Если вы ожидаете классического развития сюжета, вы будете разочарованы очень быстро. Три истории, на первый взгляд ничем не связанные, разве что одно место действия и есть маленькие пересечения. Но даже если бы их не было, ничего бы существенно не изменилось. В фильме очень много молчания, не в смысле полной тишины, а в том, что многие диалоги построены не просто на словах, а на мимике, на контексте происходящего. Почему-то, когда ты смотришь эти истории - ты проникаешься ими, начинаешь их видеть; они становятся для тебя заметными. Персонажи становятся для тебя интересными в своих очень обыденных ситуациях. Ничего сверхъестественного здесь не происходит. Обычно никто не берет такое в качестве материала для фильма. Я читал интервью с Келли Рейнхардт, где журналистка говорит - “...то, что происходит в фильме обычно вырезают, такое не попадает в кино, остается за кадром”. Для такого нужна определенная смелость. Я думаю, что если бы режиссером был мужчина, то он бы тоже столкнулся с трудностями. Такое людей не интересует. Кому интересно, как женщина строит свой загородный дом или адвокат, с неудавшейся личной жизнью, которая не особо успешно пытается что-то делать на работе? Или несложившаяся дружба двух девушек? Все это как-то скучно.

Людмила: Один из рецензентов называет это жизнью без катаклизмов. Даже когда происходят какие-то намеки на события, в обычном фильме их бы раскрутили до конца, но не здесь. Допустим, адвокат участвует в ситуации с захватом заложников, но все происходит очень обыденно. Ты не успеваешь испугаться. Или машина героини съезжает с обочины, в другом бы фильме была бы авария..


Алексей: А здесь ничего, просто уснула по дороге.

Людмила: Если ты привык к экшену или просто к драматургии, ты как зритель будешь ждать, когда же что-нибудь случится? Ничего не происходит. Главное в нашей жизни происходит через отношения, естественно через людей. Здесь попытки контакта не удаются.

Алексей: Сама режиссер говорит, что для нее главный мотив фильма - одиночество. Одиночество людей у которых не сложилась семейная жизнь или одиночество человека в семье, даже в семейной постели. Это цепляет. Сила фильма в том, что это про женщин в Монтане, а мне почему-то становится интересно. Почему? Потому что истории оказываются универсальными. Сама Рейнхардт говорит - я не про женщин снимала, это истории про людей. Может быть ей ближе с этой стороны показать эмоции и чувства. Но ты им сопереживаешь; ты можешь себя вспомнить в подобных ситуациях, когда ты чувствовал неловкость при знакомстве с человеком, который тебе нравится, но нет никакой взаимности. Неловкость, когда ты пытаешься оживить отношения с человеком, который к тебе холоден. Или когда ты делаешь работу, которую считаешь нудной и которую не понимают остальные, и к тому же, у тебя не получается. Когда все эти вещи складываются вместе - ты можешь их почувствовать. Один из слушателей спрашивает о фильме "Нелюбовь" Звягинцева.. Обсуждение было, смотрите на сайте в разделе "Раскадровка". Как раз у Рейнхардт есть то, чего, как мне кажется не хватает современным российским режиссером, я у них этого не вижу. У нее есть теплота; она любит этих женщин и ты через это чувствуешь к ним некую симпатию и соприкосновение. Это самая сильная сторона ее фильмов; делает она это очень деликатно. Она говорит, что некоторые диалоги она сначала снимает без слов. Интересный ход. Действительно многое в ее фильмах работает на уровне мимики, жестов; возникающей между людьми динамики. Их невозможно пересказать; в пересказе все теряется. Нужно чувстсвовать напряжение между охладевшими друг ко другу супругами, ты чувствуешь неудачу человека пытавшегося завязать дружбу, ты сопереживаешь им. Как говорят, в музыке один из важных элементов - пауза; Келли Рейнхардт - мастер таких пауз, они действительно выстраиваются в композицию и помогают почувствовать ее героинь. Фильм очень гуманистический.

Людмила: Интересный. С каждой из этих женщин хочется поговорить, потому что мы провели с ними время.

Алексей: Поговорить, обнять что ли...

Людмила: Так бы мы их не заметили, это как соседки по парадной или что-то в этом роде..

Алексей: А Рейнхардт сделала их заметными, дала нам возможность их увидеть. Это похоже на тот эффект, возвращаясь к предыдущему обсужденному фильму "Фарго", который произошел с Глорией, когда ее обняла подруга - ее начали видеть. И здесь, режиссер сделала так, что этих женщин ты начинаешь видеть и это, в том числе, приятно для тебя самого.

 

“Ночные движения” (Night Moves), 2013, режиссер Келли Райхардт

“Старая радость” (Old Joy) режиссер Келли Райхардт

 

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +