Аритмия (режиссер Борис Хлебников)

Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ Аритмия, Борис Хлебников, 2017, кино, кино-мимино, кинолица, kino-mimino, какой фильм посмотреть?, KM, КМ

"Аритмия" (режиссер Борис Хлебников) 

 

Алексей: Мы переходим к очень интересному российскому фильму Бориса Хлебникова "Аритмия".

Людмила: Что сказать? Хороший фильм.

Алексей: О нем везде, где бы ни читал рецензию, так и сказано: хороший фильм, добрый.... хороший, добрый... Даже возникают некие подозрения.

Людмила: Борис Хлебников, как и его друг - режиссер Попогребский вообще - молодцы! Всегда вспоминается твое сетование, что не снимается фильмов про простых, обычных людей. Потому что наши режиссеры простых людей не любят, они либо их мучают..

Алексей: Как Звягинцев!

Людмила: Либо дураками делают, типа "Самый лучший день" и прочие Жоры Крыжовниковы. Выставляют людей словно зверьков в цирке.

Алексей: Либо пафосное нечто.

Людмила: Либо мучают - чтобы они теряли детей; зверели, стервенели и показывали жизнь тяжелую. Борис Хлебников, как и Попогребский, своих героев не мучают, они их любят. И своей любовью, надеждой заражают зрителей.

Алексей: Весь фильм - это несколько дней из жизни врача скорой помощи, который только и делает, что спасает людей и делает невозможное, обходя бюрократические препоны и прочие дурости нашей жизни. Вопреки всему он продолжает людей лечить, выезжать к ним на вызовы и помогать им даже вопреки их собственному желанию. Параллельно у него есть своя собственная семейная жизнь, в которой происходят неприятные повороты. В самом начале фильма и мы, и главный герой узнаем, что жена хочет с ним развестись или по-крайней мере так говорит. Весь фильм мы видим два аспекта из жизни врача скорой помощи: на работе его внешняя жизнь, а внутри - то, что происходит в его собственной душе. На мой взгляд, очень убедительно и правдоподобно. Я читал в интервью с Хлебниковым, что в процессе работы над фильмом, они сняли несколько видео реальных посиделок врачей; как они общаются, о чем говорят. И вот, насмотревшись этих врачей скорой помощи, их реальных разговоров - они уже создали ткань фильма, диалоги, взаимоотношения.

Людмила: Наверное показать именно врача скорой помощи им было не важно. Просто они так придумали, чтобы у героя была яркая профессия, а фильм собственно о жизни, о нас самих, о любви, об инфантильности. Потому что заглавная песенка, которую поют герои и она же звучит в титрах и в трейлере - смешная песенка про поколение тридцати- и сорокалетних, которые вроде бы и умные, и хорошие, но как-то не очень понимают, что делать с жизнью.

Алексей: Кстати, изначально Хлебников хотел сделать комедию про молодую пару, которые поссорились, а живут они в маленькой квартирке и теперь им нужно разъезжаться. Но чем больше он погружался в сюжет, тем больше смешные моменты уходили на второй план, а появлялось больше драматизма. Общий посыл фильма, несмотря на драматизм некоторых сюжетных поворотов остается добрым и жизнеутверждающим. Это удивительно, потому что наши российские режиссеры делятся на две категории. Те, которые снимают "настоящее" кино - жесть; все по колено в навозе; все в крови; все плохо; все умирают; все разваливается. Нелюбовь, другими словами. Тут трудно уйти от сравнения со Звягинцевым.

Людмила: То, что ты описал совсем не похоже на "Нелюбовь". Там наоборот, хирургическая стерильность, никакой грязи нет.

Алексей: Все мертво. Нет никаких шансов, нет никакой надежды. Все обречено. Или вторая категория - где все хорошо, все ржут.

Людмила: Жора Крыжовников или Сетко. Да. Но при этом, когда мы обсуждали фильм Звягинцева, мы говорили о том, что у него и герои, и персонажи на службе у идеи.

Алексей: Трафаретные. Есть умная мысль и ее герои. Звягинцев, кстати, сейчас читает лекции.

Людмила: Его герои немного схематичные, они заполняют пространство фильма, всюду ходят и что-то говорят. А у Хлебникова другой подход к актерам, он считает, что хороший актер тот, кто всегда одинаковый. Поэтому Высоцкий - хороший актер, Хабенский - хороший актер, они одинаковы во всех фильмах.

Алексей: Просто нужно его найти и поставить в правильный фильм, на правильное место.

Людмила: Яценко с Горбачевой - хорошие актеры, потому что они во-первых похожи на самих себя, снимают про себя, играют чуть ли не себя и вполне органично существуют в кадре.

Алексей: Яценко у него практически в каждом фильме снимается.

Людмила: Соответственно это противоположный со Звягинцевым подход к типажам. Здесь люди важней, чем твоя идея. По сути это наблюдение за людьми; как они живут, как они справятся и так далее.

Алексей: Фильм вырос из наблюдения за людьми и он осуществляется через игру актеров.

Людмила: В том-то и дело - он дышит! Он живет! Казалось бы, зачем наблюдать? Мы и в жизни наблюдаем как живут наши друзья и другие люди; они попадают в разные смешные и трагичные случаи. Казалось бы, зачем нам еще наблюдать за этим? Такие же обаятельные и забавные люди, тоже попадают в нелепые ситуации... Зачем нам дублировать жизнь и смотреть ее второй раз на экране?

Алексей: В основе многих произведений искусства лежит чувство узнавания: хоба - это как мы с Васькой тогда! Смотри, мы тоже тогда застряли в пробке! А помнишь, такой же чувак стоял с нами в очереди? Это и комические, и настоящие вещи построены в кино на чувстве узнавания, на способности режиссера и актеров создать такое пространство, в котором ты сможешь им сопереживать.


Людмила: При этом побыть с ними больше, чем двадцать минут! Большая доля сюжета строится на противостоянии врачей Скорой помощи начальству. Начальство придумало, что врач на вызове должен проводить 20 минут и все! И ехать дальше, на следующий вызов - такая стандартизация.

Алексей: Смотри, опять, в чем параллель с "Нелюбовью": и там, и здесь помимо семейного разлада, главным антагонистом является окружающая реальность. У Звягинцева это вообще какой-то серый морок, который пронизывает всю нашу жизнь. Здесь же реальность в виде отсутствия необходимых средств лечения, некомпетентности. В виде системы, вроде бы призванной спасать, а на самом деле она начинает стандартизировать людей. Происходит бюрократизация. Все это создает некий морок, с которым все мы соприкасаемся. Мы и Звягинцевский морок видели; и с этой, отупяющей бюрократией сталкивались. Мы наблюдаем, как герои пытаются или не пытаются этому сопротивляться. Здесь, у Хлебникова - герой борется, причем не героически. Обрати внимание, во всех сценах с начальством - он безмолвствует. Справедлив ли, на твой взгляд, упрек, в том, что фильму не хватает конфликтности?

Людмила: Конфликтности?!

Алексей: Да. Все добренькие, все хорошо, герои положительные, кроме одного…

Людмила: Начальника.

Алексей: Да и с тем разберутся как-то.

Людмила: А что обязательно нужен конфликт для хорошего фильма?

Алексей: Вроде бы да. Ты только что обвиняла фильм Дени Вильнева.

Людмила: Я не говорила, что дело в конфликте, там с сюжетом проблема.

Алексей: Ладно. Пусть это звучит как клише, “Аритмия” - это как глоток свежего воздуха, фильм как прикосновение к добру, к надежде. Это дорогого стоит. Надежда там не дешевая, не легкий хэппи энд. Мы так и не знаем, удастся ли герою справиться со своей жизнью или нет. Большая вероятность того, что он сопьется, потому что пьет-то он здорово со всеми своими друзьями. Сумеет ли он найти какой-то новый путь в отношениях со своей женой? Или они придут к более катастрофическим последствиям в будущем? Сумеет ли эта машина Скорой помощи вырулить из пробок, как это происходит в одном из важных моментов фильма? Мы не знаем этого. Возможно и не удастся. Но сейчас, когда, ты смотришь фильм, хочется сказать - Братан, держись! Настолько он симпатичный персонаж, если угодно, он очень русский персонаж. Мне он напомнил героя “Географ глобус пропил” - человека, который не может встроиться в реальность, не потому что он не способен, а потому что он внутренне не хочет играть по волчьим законам. Неудачник здесь неподходящее слово; знаю, что ты его “любишь”. Он не может быть успешным не потому что дурень, мы видим что он очень талантлив, а по этическим понятиям. И от того, он очень щемяще симпатичен; такой очень добрый герой, хочется пожелать, чтобы у него все получилось. Фильм, который на мой взгляд точно стоит посмотреть. Из последних российских фильмов - это стопроцентная рекомендация!

kino-mimino
kopimi
обзор  кино

 google +